Экологический стандарт Евро и СБКТС
В настоящее время мало кто сомневается в том, что автомобили можно назвать чуть ли не самым главным загрязнителем окружающей среды. Ситуация сегодня достигла уже критической отметки, что вынудило страны как участники Евразийского Экономического Союза, так и западные, взять под строгий контроль состав автомобильных выхлопов. Каждый автомобиль должен проходить экологическую экспертизу, по результатам которой до недавнего времени выдавался сертификат Евро 5, а с начала 2015 года — СБКТС. Что это такое, где и каким образом получить СБКТС — вы можете узнать, прочитав материалы на нашем сайте.
В 1988 году в большинстве стран Европы был введен первый экологический стандарт Евро 0. Его требования в сравнении с действовавшим до конца 2014 года Евро 5 были весьма мягкими, но это была первая попытка взять загрязнение окружающей среды автомобилями под контроль. Вот его требования: оксид углерода (CO) — не превышает 12,3г/км (грамм на километр пробега автомобиля), оксиды азота (NОх) — не превышают 15,8 г/км, углеводороды (СН) — не выше 2,6 г/км, твердые частицы — не регламентировано, дымность также не регламентирована.
В 1992 году ему его сменил более жесткий стандарт — Евро 1, который, спустя немного времени, уступил месту Евро 2 в 1995 году. Спустя 10 лет, в 2005 году, был принял и в России. Согласно этого стандарта в России не разрешались продажи бензина АИ-95 (с 2011 года), а с 2013 года было запрещено любое топливо, которое не отвечает требованиям экостандарта Евро 2.
А вот с 2008 года все автомобили, что ввозились в нашу страну, уже должны были соответствовать другому экологическому стандарту — более новому Евро 3. В результате все автомобили и автомобильные производства срочно переоборудовались под этот новый стандарт.
Вплоть до начала 2014 года в нашей стране уже начал действовать более современный экологический стандарт — Евро 4, который сменился самым современным в России самым современным на тот момент стандартом Евро 5. Однако весь 2014 год оба стандарта имели одинаковую силу. Его нормы по выбросам (для сравнения с первым Евро 0): СН до 0,05 г/км, CO до 0,8 г/км и NO4 до 0,06 г/км.
Стоит также упомянуть и качественно новый экологический стандарт Евро 6, введение которого в действие в Европе намечено на 2015 год. Этот стандарт близок по своим требованиям к EPA10, действующему в США и Post NLT — в Японии.
Но с началом 2015 года ситуация поменялась, поскольку, начиная с 1 января этого года в государствах-членах ЕАЭС действует технический регламент о безопасности колесного автомобильного транспорта, который предъявил качественно новые требования к оформлению документов на автомобили. И с начала 2015 года на все автомобили нужно оформлять не сертификат Евро, а СБКТС — свидетельство безопасности конструкции транспортного средства.
Экостандарт Евро 5: точка зрения автопрома
2014 году после вступления в силу Евро 5 сложилась непростая ситуация среди производителей автомобилей — многие из них сомневались в целесообразности нововведения.
Одни, и чаще это представители госструктур, ратуют за скорейший переход, поскольку в противном случае автомобили, сошедшие с конвейера в страна-участниках Евразийского Экономического Союза, не будут соответствовать никаким европейским стандартам Евро и безнадежно устареют, еще не успев покинуть пределы завода. Однако сами производители считают, что столь радикальное ужесточение экологических стандартов просто убьет отечественный автопром.
Проблема в том, что, если в Европе переход на новые стандарты начался в 1988 году и продолжался постепенно, то в России это все делалось скоропалительно, таким образом, автомобильная промышленность оказывалась просто не готова к столь радикальным переменам. Ведь повышение требований к экологическому классу (Евро) автомобиля требует переоборудования всего производства, что фактически это должны быть отстроены новые заводы, что закономерно потребует огромных денежных вливаний.
А это, как нетрудно догадаться, неизменно повлечет за собой скачок цен на продукцию отечественного автопрома, что закономерно причиной падения спроса на них — ведь относительно низкие цены были чуть ли не единственным факторов, заставляющих потребителей делать выбор в пользу автомашин отечественного производства.
Как пример, стоит, пожалуй, вспомнить печальную судьбу малолитражки «Ока» — автомобиля, популярного, благодаря низкой цене, но снятого с производства из-за нерентабельности перевода его на стандарты Евро 2.
В результате производители требуют снизить налог на прибыть — только это, по их мнению, сможет как-то окупить затраты на переход к стандартам Евро 5.
Евро и увеличение транспортного налога
Требования производителей были услышаны. 25 мая 2009 года в Российской Федерации был утвержден документ, в котором основные направления налоговой политики определялись для России на три последующих года (с 2010 по 2012 включительно).
Согласно этого документа, ставки транспортного налога определяются местными органами власти в субъектах России, а размер их может становиться больше или меньше в зависимости от того, в каком году выпущено транспортного средства и указанного в ПТС экологического класса автотранспорта (Евро 2, 3, 4 или 5).
При этом средние ставки налога на транспорт возрастут вдвое. Изменение введено для того, чтобы повысить налоговую независимость регионов, то есть, поскольку минимальные ставки изменениям не подвергались, зато средние при этом были значительно увеличены, таким образом, регион, ориентируясь на состояние внутренней экономической ситуации, может как повысить налог (чтобы экономическую ситуацию), так и оставить их прежними.
Таким образом, этот нормативный акт снова показал производителям, как много зависит от экологического класса (Евро) их автомобиля. Впрочем, вступление в силу техрегламента на колесный транспорт, состоявшееся 15 февраля 2015 года, многое изменило.
Что такое СБКТС
Как было сказано выше, с начала 2015 года сертификат Евро в странах Евразийского Экономического Союзе больше не выдается. Ему на смену пришло свидетельство безопасности конструкции транспортного средства, иначе — СБКТС.
Чем же этот документ отличается от выдаваемого ранее сертификата Евро? Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства — это, как говорилось выше, качественно новый документ, в котором указываются все характеристики автомобиля, в частности, и его экологический класс. По этой-то причине и отпала необходимость в специальном документе (сертификате Евро) по этому поводу.
Получить СБКТС нужно на любой колесный транспорт — от большого грузовика до мотороллера — который ввозится на территорию ЕАЭС и который ранее не стоял там на учете. И, если раньше разрешительные документы не требовались на подержанные автомашины, которые ввозятся для собственного пользования, то теперь и они нуждаются в получении свидетельства безопасности конструкции транспортного средства.
Что же до автомобильной продукции, выпущенной в странах ЕАЭС, то получить СБКТС нужно только на автомашины штучного производства — на те, что были собраны вручную, либо те, в конструкцию которых были внесены серьезные изменения.
Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства содержит следующую информацию об автомобиле: модель, все данные завода-производителя, сведения о получателе СБКТС, технические характеристики ввозимого в страну автомобиля, его экологический класс (бывший стандарт Евро), категория автомашины, VIN-код, условия его эксплуатации и т.д. Для автомобилей индивидуальной сборки — чертежи и схемы, а также разрешения.
Каким образом получить СБКТС?
Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства, пришедшее на смену сертификату Евро, является документом качественно новым, так что, если вы хотите получить СБКТС без проблем, лучше стоит обратиться за помощью к специалистам. Например, в сертификационный центр «Евронорма». Тут вам помогут за короткое время и по разумной цене получить СБКТС в соответствии со всеми новыми требованиями.
Чтобы получить СБКТС, документы должны пройти несколько этапов:
-
соискатель передает в «Евронорму» заявление на получение свидетельства и необходимых пакет документов;
-
исследовательская лаборатория при центре «Евронорма» проверяет идентификационный номер автомашины и все предоставленные документы;
-
составляется акт осмотра транспортного средства;
-
проверяется, соответствует ли автомобиль требованиям техрегламента;
-
составляется протокол технологической экспертизы.
Далее выписывается свидетельство безопасности конструкции транспортного средства и ему присваивается индивидуальный номер в реестре. После этого соискатель может получить СБКТС — альтернативу ранее существовавшему Евро.
В том случае, если же у вас возникли какие-то вопросы по оформлению данного документа, вы всегда можете их задать специалистам «Евронормы» с сайта или по телефону. Все консультации бесплатные.